Помогите подобрать методику анализа Товарных запасов

Планирование потребности, прогнозирование спроса, расчет заказа, анализ товарного запаса для всех этих каждодневных операций требуется знание математики, статистики и многого другого...
A_lexx
Коллега
Коллега
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 23 апр 2009 03:00

Помогите подобрать методику анализа Товарных запасов

Сообщение A_lexx » 23 апр 2009 13:55

Добрый день корифеям складской логистики. Имеем сеть их двух десятков розничных магазинов компакт- дисков. Стоит задача проанализировать ТЗ, разбить товар на группы, скажем ликвидности, или по каким другим признакам, облегчающим слежение за ассортиментом и своевременность пополнения. Обычно делал АВС анализ, но этого не достаточно. Пытался подобрать всякие расчетные показатели, но не особо преуспел в этом направлении- все очень сложно получается. Кто что посоветует- в иннете не нашел статей именно по этой группе товаров.

Реклама
Аватар пользователя
sf13

Сообщение sf13 » 23 апр 2009 18:43

Правильно ли я понимаю:
Ваш вопрос не в пополнении запаса (т.е. уже имеющихся позиций), а в пополнении именно ассортимента (т.е. вводе новых позиций в "похудевших" группах)?

A_lexx
Коллега
Коллега
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 23 апр 2009 03:00

Сообщение A_lexx » 24 апр 2009 07:33

Не совсем так. Пополнение - это второй этап. Сначала надо разобраться с существующим ТЗ, разделить его на группы а дальше уже работать по восполнению ассортимента. Сложности из-за специфики товара, и большого количества "висяка" . К примеру новинка двд начинает продаваться первую неделю в больших количествах- десятки в день в одном магазине через месяц это 10-20 в месяц, через полгода это или 0 или не более 10. Также одна и таже позиция в разных магазинах может сидеть и в группе висяка и в ходовых- по совершенно непонятным причинам, вот и стоит задача как анализировать данные- по всей сети в сумме или делать по каждому магазину, чтобы планировать закупки.

Аватар пользователя
sf13

Сообщение sf13 » 24 апр 2009 08:28

A_lexx писал(а):одна и таже позиция в разных магазинах может сидеть и в группе висяка и в ходовых- по совершенно непонятным причинам, вот и стоит задача как анализировать данные- по всей сети в сумме или делать по каждому магазину, чтобы планировать закупки.

Безусловно есть смысл проводить анализ по магазинам, выделяя при этом их специфику (если таковая наблюдается) и учитывая это в дальнейшем.
Специфика может быть выделена, если это характеристика клиентского сегмента соответствующих точек. Специфика проявляется временно или случайным образом, если обусловлена наличием/отсутствием аналогичного товара у близлежащих конкурентов и т.п.
Выделенная специфика послужит отправной точкой для распределения по сети партий нового товара.
Консолидированный же анализ по всей сети "смоет" различия между магазинами, усреднит и обезличит результат.

Анализ сбыта и запаса по всей сети требуется для заказа и дозаказа товара на всю сеть. Но! Не просто сумма потребностей точек. Следует вовремя обнаруживать неравномерность сбыта позиции по точкам и, прежде чем дозаказывать в "обнуляющиеся" точки, перемещать туда избыточный запас из других. Это чистая математика по данным. Расчёт ожидаемого сбыта и его нестабильности, требуемого страхового запаса и, отсюда, недостаточный или излишний запас.
ИМХО: Критерием может быть приблизительная подгонка запаса точек под одинаковый срок реализации имеющегося остатка.

A_lexx
Коллега
Коллега
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 23 апр 2009 03:00

Сообщение A_lexx » 24 апр 2009 09:31

Я примерно та и думал взять за критерий сроки реализации- к примеру- более 1 шт в месяц, 1 шт в месяц ,1 шт за 3 месяца и 1 шт за полгода. больше наверное не стоит- на мой взгляд если товар продается реже чем раз в полгода- то незачем его хранить на полке., хотя у шефа другая точка зрения- он хочет за расчет брать 1 год.
А избытки товара мы и так постоянно перемещаем туда, где закончился. А анализ по всей сети я думал использовать для заказа новинок, ну а распределять по каждому магазину это конечно учитывая его реализацию.

Аватар пользователя
stanley

Сообщение stanley » 27 апр 2009 10:11

A_lexx писал(а):Я примерно та и думал взять за критерий сроки реализации- к примеру- более 1 шт в месяц, 1 шт в месяц ,1 шт за 3 месяца и 1 шт за полгода. больше наверное не стоит- на мой взгляд если товар продается реже чем раз в полгода- то незачем его хранить на полке., хотя у шефа другая точка зрения- он хочет за расчет брать 1 год.
А избытки товара мы и так постоянно перемещаем туда, где закончился. А анализ по всей сети я думал использовать для заказа новинок, ну а распределять по каждому магазину это конечно учитывая его реализацию.


не новый подход. каждый раз удивляюсь, а почему именно год или месяц? по ощущениям? а посчитать в деньгах не пробовали?

кстати, не обязательно искать материалы именно по данному товару - он ничем не отличается от многих других. те же книги - один в один. а то и посложней.

RazVal
Гуру
Гуру
Сообщений: 895
Зарегистрирован: 28 май 2015 17:58
Имя: Валерий
Фамилия: Разгуляев
Должность: эксперт по управлению величиной запасов и оптимизации затрат
Откуда: http://upravlenie-zapasami.ru/

Сообщение RazVal » 27 апр 2009 11:58

A_lexx писал(а):на мой взгляд если товар продается реже чем раз в полгода- то незачем его хранить на полке., хотя у шефа другая точка зрения- он хочет за расчет брать 1 год.
На самом деле, тут надо брать такой срок не с потолка, а рассчитывать рентабельность продаж. Вы же платите за каждый месяц хранения этого диска, допустим - 10 рублей, и пусть разница между ценой продажи и себестоимостью продажи будет - 100 рублей. Тогда после 10 месяцев хранения - вы уже не окупите своих затрат. А значит, и планировать хранить дольше нельзя. А если у вас кроме этого есть и заданный уровень рентабельности вашей деятельности (например, владелец хочет с каждого проданного диска получать 50 рублей прибыли), то надо учитывать и его, тогда даже ваши полгода будут слишком большим сроком возможной реализации... ;)

A_lexx
Коллега
Коллега
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 23 апр 2009 03:00

Сообщение A_lexx » 27 апр 2009 14:09

Ага, уже понятней. А как тогда можно расчитать стоимость хранения- я не представляю- стоимость аренды на общее кол-во товара на полках ?. товар же не хранится, а лежит в торговом зале, мы не держим страхового запаса. Интуитивно я понимаю- что хранить его на полке- дорогое удовольствие. но как тогда это в цифрах представить. Шеф убежден, что если товар продасться через 1.5 года он на нем что то заработает- в чем я сильно сомневаюсь. т.к. он скорее всего уже будет в распродаже. А по аналогиям товара- да книги самое близкое, правда у нас ассортимент около 50 000 наименований.

RazVal
Гуру
Гуру
Сообщений: 895
Зарегистрирован: 28 май 2015 17:58
Имя: Валерий
Фамилия: Разгуляев
Должность: эксперт по управлению величиной запасов и оптимизации затрат
Откуда: http://upravlenie-zapasami.ru/

Сообщение RazVal » 27 апр 2009 15:58

A_lexx писал(а):как можно расчитать стоимость хранения- я не представляю- стоимость аренды на общее кол-во товара на полках?. товар же не хранится, а лежит в торговом зале, мы не держим страхового запаса.
Затраты на хранение в вашем случае будет, действительно, не так-то просто посчитать, так как в ваших точках товар одновременно и хранится, и продаётся, то есть для вычленения затрат на хранение вам надо будет как-то разделять все ваши затраты на содержание точек по этим двум группам расходов. Ни разу этим не занимался, но думаю, что грубо оценить это можно. Кстати, не стоит забывать, что не маловажным параметром в затратах на хранение является заморозка денег, вложенных в запасы (и не важно, страховые это запасы или рабочие) - причём считать его надо обычно не по банковскому кредиту (так только в случае, если вы живёте на заёмные) или депозиту (так только в случае, если вы ничего лучше придумать не можете, как положить свободные деньги опять же в банк под процент), а по альтернативному варианту вложения денег, и, кстати, этот показатель, бывает, при больших сроках продаж (ваш случай) затмевает все остальные расходы на хранение, да так, что ими можно пренебречь. ;)

A_lexx
Коллега
Коллега
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 23 апр 2009 03:00

Сообщение A_lexx » 27 апр 2009 16:05

Спасибо за подробные ответы. Буду пробовать разные варианты, скорее всего вычленю группу висяка и для нее буду расчитывать затраты на хранение исходя из оборота за квартал. Вот так всегда - начинаешь делать одно, а там появляются другие проблемы, которые тоже придется решать или хотя-бы вникнуть в них.

Аватар пользователя
stanley

Сообщение stanley » 27 апр 2009 16:54

A_lexx писал(а):Спасибо за подробные ответы. Буду пробовать разные варианты, скорее всего вычленю группу висяка и для нее буду расчитывать затраты на хранение исходя из оборота за квартал. Вот так всегда - начинаешь делать одно, а там появляются другие проблемы, которые тоже придется решать или хотя-бы вникнуть в них.


в качестве направления для мыслей можно глянуть http://scm-book.ru/node/10

A_lexx
Коллега
Коллега
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 23 апр 2009 03:00

Сообщение A_lexx » 29 апр 2009 08:55

в качестве направления для мыслей можно глянуть http://scm-book.ru/node/10[/quote]

Спасибо, почитаю- интересный сайт.

Аватар пользователя
inventor

Сообщение inventor » 29 апр 2009 12:21

A_lexx писал(а):Спасибо за подробные ответы. Буду пробовать разные варианты, скорее всего вычленю группу висяка и для нее буду расчитывать затраты на хранение исходя из оборота за квартал. Вот так всегда - начинаешь делать одно, а там появляются другие проблемы, которые тоже придется решать или хотя-бы вникнуть в них.


A_lexx, добрый день! Каков средний цикл жизни товара в Вашей отрасли? Как быстро меняется коллекция дисков? Ведете ли Вы справочники аналогов, "заместителей" или что-то в этом роде?

A_lexx
Коллега
Коллега
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 23 апр 2009 03:00

Сообщение A_lexx » 08 май 2009 14:47

A_lexx, добрый день! Каков средний цикл жизни товара в Вашей отрасли? Как быстро меняется коллекция дисков? Ведете ли Вы справочники аналогов, "заместителей" или что-то в этом роде?[/quote]


Цикл жизни товара совершенно разный- сборники живут месяц, потом сразу устаревают и попадают в распродажу, и вечные позиции- номерные альбомы корифеев музыки- которые должны быть в ассортименте, но продаются скажем раз в год. Поэтому усредненными показателями здесь трудно оперировать. Прайсы аналогов ведем, и если товара нет у основного поставщика то заказываем его у альтернативного, хотя чаще бывает что позиция отсутствует у всех. Поэтому ассортимент от года в год расширяется- и не в сторону ходовых позиций.

Аватар пользователя
inventor

Сообщение inventor » 08 май 2009 15:01

A_lexx писал(а):

Цикл жизни товара совершенно разный- сборники живут месяц, потом сразу устаревают и попадают в распродажу, и вечные позиции- номерные альбомы корифеев музыки- которые должны быть в ассортименте, но продаются скажем раз в год. Поэтому усредненными показателями здесь трудно оперировать. Прайсы аналогов ведем, и если товара нет у основного поставщика то заказываем его у альтернативного, хотя чаще бывает что позиция отсутствует у всех. Поэтому ассортимент от года в год расширяется- и не в сторону ходовых позиций.


С аналогами я имел ввиду другое. Сцепляете ли Вы статистику продаж, например, сборников СОЮЗ-1, СОЮЗ-2, СОЮЗ-3... и т.д.? Время жизни одного сброника - месяц, а если сцепить ряды спроса аналогичных позиций, которые встречались в истории - это уже хорошая инфа для анализа.

Аватар пользователя
stanley

Сообщение stanley » 12 май 2009 08:43

A_lexx писал(а):Цикл жизни товара совершенно разный- сборники живут месяц, потом сразу устаревают и попадают в распродажу, и вечные позиции- номерные альбомы корифеев музыки- которые должны быть в ассортименте, но продаются скажем раз в год.


ну вот и очевидная классификация нарисовалась. уже разные нормативы для этих групп и разные политики управления.


Вернуться в «Математика закупки»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: CommonCrawl [Bot] и 0 гостей