Анализ поставщиков

Поставщики - как их искать, как с ними организовывать работу и как их контролировать
Аватар пользователя
Konstantin

Анализ поставщиков

Сообщение Konstantin » 28 сен 2005 14:50

Уважаемые коллеги! Пытаюсь решить проблему систематизации базы по поставщикам (что то вроде АБС анализа поставщиков), чтобы систематично и своевременно определять слабые точки и принимать меры. Никто подобных вещей не делал? Интересуют главным образом критерии оценки - количественные и субъективные.

Реклама
Sergey
Гуру
Гуру
Сообщений: 1135
Зарегистрирован: 28 май 2015 06:16
Имя: Сергей
Фамилия: Маркин
Должность: ведущий аналитик
Откуда: Москва

Сообщение Sergey » 28 сен 2005 15:15

первый шаг может быть такой - выделить из общей массы поставщиков VIP-группу, которая дает 80% объема закупки в закупочных ценах. Дальше само пойдет :0)

Аватар пользователя
Роман Бодряков
Авторитет
Авторитет
Сообщений: 5253
Зарегистрирован: 19 апр 2004 03:00
Имя: Роман
Фамилия: Бодряков
Должность: Ген.Директор в кубе - наноолигарх
Откуда: Россия

Сообщение Роман Бодряков » 28 сен 2005 17:04

А у меня другое мнение.

Константин, собери группу товарищей, продавцы, закупщики, финансисты, складские и транспортные боги. Набросайте в формате мозгового штурма кучу показателей которая для каждого важна.
Затем определите значимость каждого показателя для каждого участника мероприятия.

Усредните результаты и вперед.

АВС и анализ на неприличные буквы это только часть и не всегда значимая при ранжировании поставщиков.

Sergey
Гуру
Гуру
Сообщений: 1135
Зарегистрирован: 28 май 2015 06:16
Имя: Сергей
Фамилия: Маркин
Должность: ведущий аналитик
Откуда: Москва

Сообщение Sergey » 28 сен 2005 17:12

Т.е. в таком стиле - пример мини-штурма:
1. уровень цены на поставляемый товар
2. качество товара
3. надежность поставки
4. удаленность поставщика от склада
5. сроки выполнения заказа
6. финансовый ресурс поставщика
7. уровень управления качеством на производстве поставщика
8. психологический климат у поставщика
9. как давно существует и работает поставщик
10. легкость замены (ротации) поставщика
...
...
...

Аватар пользователя
Роман Бодряков
Авторитет
Авторитет
Сообщений: 5253
Зарегистрирован: 19 апр 2004 03:00
Имя: Роман
Фамилия: Бодряков
Должность: Ген.Директор в кубе - наноолигарх
Откуда: Россия

Сообщение Роман Бодряков » 28 сен 2005 17:53

Супер! По хорошему еще бы веса по каждому параметру и ваще сказка получится.

Сергей ты почему на письма не отвечаешь?

Sergey
Гуру
Гуру
Сообщений: 1135
Зарегистрирован: 28 май 2015 06:16
Имя: Сергей
Фамилия: Маркин
Должность: ведущий аналитик
Откуда: Москва

Сообщение Sergey » 29 сен 2005 09:10

ответил, просто не всегда смотрю на почту на сайте, может табличку напоминалку засвечивать какую нть при входе на сайт при наличии непрочитанных сообщений ?

Аватар пользователя
Konstantin

Сообщение Konstantin » 29 сен 2005 12:25

Если рейтинг поставщиков проводить регулярно (как минимум ежемесячно), то число критериев должно быть ограничено, информация, на основе которых они оцениваются, должна быть доступна. Исходя из этого мой список выглядит следующим образом:
% выполнения заявок
скорость выполнения заявок
доставка
отсрочка платежа
лояльность (самый туманный из критериев, но думаю многие понимают, о чем идет речь)
наличие связей с конкурентами (отрицательное значение)
четкость в оформлении документов и соблюдения условий поставки
Доля в ассортименте (этот показатель нужен для того, чтобы оценить положительную/отрицательную динамику остальных его показателей)

Аватар пользователя
Роман Бодряков
Авторитет
Авторитет
Сообщений: 5253
Зарегистрирован: 19 апр 2004 03:00
Имя: Роман
Фамилия: Бодряков
Должность: Ген.Директор в кубе - наноолигарх
Откуда: Россия

Сообщение Роман Бодряков » 29 сен 2005 12:43

По хорошему надо набрать много критериев, потом их сгруппировать. (Цена важна одному, другой зациклен на скидках, но суть у критерия одна :D )

Всего критерием может быть три группы:
Оперативные - 3-5 шт.
Регулярные - к предыдущим плюс еще 5-7
Развернутые - здесь ограничением может быть толька ваша фантазия.

Понятно что оперативные контролируются при каждом заказе.
Регулярные раз в месяц - квартал. А развернутые еще реже или по-необходимости

Какая-то часть критерием будет носить качественный характер. Их надо перевести в близкие количественные показатели.

Необходимо максимально уходить от субъективности. Надежность поставщика - это ни о чем. Количество полученных своевременно заказов, деленное на количество размещенных заказов это будет конкретно и измеримо.

Sergey
Гуру
Гуру
Сообщений: 1135
Зарегистрирован: 28 май 2015 06:16
Имя: Сергей
Фамилия: Маркин
Должность: ведущий аналитик
Откуда: Москва

Сообщение Sergey » 29 сен 2005 14:31

отсрочка в отрыве от цены тоже ни о чем - время это те же деньги, стоимость денег (кредиты) известна, эти параметры надо объединять в конечную себестоимость товара, в которую входят:

цена сделки ($), отсрочка оплаты по сделке (%), стоимость транспорта (если небесплатная доставка), процент брака (если нет договоренности о возврате), стоимость переработки товара (если он не готов к конечной продаже, например переработка из групповой тары в индивидуальную), страховка (в некоторых случаях импорта), стоимость хранения на промежуточных складах логистической цепочки и погрузочно-разгрузочных работ там же (при некоторых дальних поставках) и т.д.
Только после этого можно выбирать из разных поставщиков лучшего по цене.

Аватар пользователя
d__1170

Сообщение d__1170 » 30 сен 2005 09:22

Добрый день закупщики.
Для систематизации оценки деятельности поставщика возможно применять многочисленные методики, но для начала необходимо выбрать группу комплектующих, превышающую массовую долю затрачиваемых денег. Затем применять к выбранной группе одну или несколько методик для принятия окончательного решения.

Аватар пользователя
Konstantin

Сообщение Konstantin » 30 сен 2005 12:44

Если бы можно было просто взять товар, посчитать его себестоимость у одного поставщика, у другого и сравнить - проблем бы не было вовсе. Проблема возникает (в моем случае в торговле) когда есть несколько тысяч ассортиментных позиций и есть великое множество товаров, которые конкурируют между собой. И есть несколько сотен поставщиков, некоторые из которых поставляют один и тот же товар, некоторые поставляют товары-заменители и т.д. И по цене можно сравнить максимум десяток поставщиков.
Другая сложность в бизнес-стратегии самих поставщиков. Кто-то развивает дилерскую сеть, кто-то развивает собственный мелкий опт и розницу, кто-то вообще ничего не развивает а руководствуется сиюминутной выгодой, кто-то является одновременно и бизнес-партнером и конкурентом, у кого-то есть четкая сбытовая политика, у кого-то ее нет никакой. И уровень сервиса у всех разный.

Sergey
Гуру
Гуру
Сообщений: 1135
Зарегистрирован: 28 май 2015 06:16
Имя: Сергей
Фамилия: Маркин
Должность: ведущий аналитик
Откуда: Москва

Сообщение Sergey » 30 сен 2005 15:17

примените матричный метод - есть товарная матрица на уровне товарных групп - огурцы, томаты, горошек, тушенка, сгущенка и т.д. В каждой подгруппе есть несколько разных поставщиков. Делайте анализ закупочной цены не по ассортименту, а по группам, их гораздо меньше. Сравнивайте доходность по поставщикам в разрезе товарных групп и в целом. Выбирайте лучшего. Ключевые позиции анализируйте отдельно по артикульно (опять же АВС анализ примените, группу А выделите).

Касательно стратегий поставщиков - определитесь, ее наличие и форма Вас устраивает или нет и учитывайте либо с плюсом при рейтинговании либо с минусом.

Уровень сервиса легко пересчитывается в затраты, которые можно включить в себестоимость.

Аватар пользователя
Konstantin

Сообщение Konstantin » 06 окт 2005 09:47

Конечно впечатлило! Пока пытаюсь приспособить ее под свои нужды. Как все будет готово, могу протестировать на своих данных и сообщить результаты. Понял одно - универсальных методов пока не существует, как, впрочем, и очевидной методологии.

Аватар пользователя
snk

Сообщение snk » 06 окт 2005 10:03

Согласен с матричным методом (группировать поставщиков по группам товаров необходимо) + скорее всего все критерии оценки поставщмков для их последующего анализа и выбора можно свести к 3 базовым группам (которые в свою очередь будут содержать характеристику):
1. Способность - в данную группу входят критерии оценки способности рассматриваемого поставщика поставлять продукцию требуемого качества по требуемым ценам в требуемые сроки и т.д;
2. Надежность - финансовое состояние поставщика, складские позиции, широта предлагаемого ассортимента, возможность совершать срочные неплановые поставки и пр.;
3. Работоспособность - процент выполнения заявок, процент рекламации по поставкам (как по качеству так и по срокам) и пр. критерии отражающие работоспособность.

Таким образом получаем 1 и 2 группа как предварительная оценка поставщика (поскольку знать заранее что данный поставщик гарантированно лучше всех абсолютно невозможно) и 3 группа отражающая реальное течение взаимоотношений если они имеються.

Теперь осталось только вес по группам расписать в баллах кому что важнее здесь для каждого свое и соответственно вес критериев в каждой группе.

но перед этим желательно определиться с какой целью мы выбираем поставщика допустим даже с помощью тогоже АВС + XYZ по объему(количественному или в денежном выражении) закупаемых товаров, может для некоторых товаров нам абсолютно ненужно проводить оценку поставщиков поскольку закупки могут быть довольно редкими с незначительным количеством на фоне всех остальных товаров

Аватар пользователя
Konstantin

Сообщение Konstantin » 06 окт 2005 15:17

... И в конечном итоге все упирается в возможности системы учета, которые очень и очень ограничены. Автоматизация процесса анализа поставщиков как минимум желательна (вне зависимости от применяемых методик) - вообще любой отчет хорош, когда на его формирование уходят минуты, на анализ и принятие решений - полчаса а остальное время остается для их реализации. Но это об этом приходится только мечтать.

Аватар пользователя
snk

Сообщение snk » 07 окт 2005 10:35

Директор
Добавлено: Пт Окт 07, 2005 12:06 am Заголовок сообщения:
Могу лишь добавить что присланная Вам табличка была мною автоматизирована и считалась автоматом на предыдещем месте работы. Разумется та ее часть, которая не касалась экспертных оценок.


Уважаемый Директор возможно ли взглянуть на эту табличку.
в этом году создал табличку для оценки поставщиков, теперь планирую ее усовершенствовать до системы кратенько описанной мной выше. Буду рад если подчеркну чтонибудь из вашего опыта.
Заранее спасибо.

Аватар пользователя
snk

Сообщение snk » 11 окт 2005 14:19

Уважаемый Директор.
Спасибо за присланный документ.
Как я понимаю ваша методика оценки предложена для компаний торгово-закупочной деятельности и ситуации при которой у компании незначительное количесво поставщиков.

Кроме этого анализ основан на уже произошедших событиях и на данных больше относящихся к маркетингу. (то есть исходя из результатов продаж поставляемых поставщиком товаров мы на самом деле определяем необходимый к закупке товар или группу в понимании - "наименование, цена, количество, сроки" к этому мы добавляем критерии оценки по срокам поставок и прочим условиям и получаем результат прошедших взаимоотношений - которые соответственно и являються оценкой поставщика за прошедший период) -- результат может быть 2х вариантов правильно выбрали и неправильно выбрали (неповезло)

Вопросы следующие:
Как вы предлагаете оцениваеть нового поставщика на этапе коммерческого предложения на поставку товаров?
Чем руководствуетесь при выборе поставщика который предлагает вам поставлять товары или группу товаров по которой вы уже произвели оценку поставщиков и определиили лучшего?

Спасибо.


Вернуться в «Поставщики товаров и услуг, как с ними эффективно работать»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: CommonCrawl [Bot] и 0 гостей