переход от группы к конкретному товару при построении прогно

Методы и особенности прогнозирования и практическое их использование в закупках
Nadezhda
Новичок
Новичок
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 17 май 2013 10:38
Имя: Надежда
Фамилия: Иванова
Должность: менеджер

переход от группы к конкретному товару при построении прогно

Сообщение Nadezhda » 12 дек 2013 07:34

Добрый день!
Порассуждайте со мной на тему прогнозирования, пожалуйста.
Делаю прогноз на период 3-6 месяцев, имея данные за последние 3 года. Способ прогнозирования стандартный, с выделением сезонности и линейного или логарифмического тренда. Пока делаю прогноз по группе товара - все более менее хорошо. Как только перехожу к отдельным товарам - точность никакая. В группе обычно от 15 до 100 позиций.
Я предполагаю, что товары внутри группы имеют одинаковую сезонность. А вот тренд у каждого товара свой (объединяю только товары-аналоги). Тренд считаю за последние 12 месяцев.
Можно так делать? смущает то, что часть прогноза - по группе, часть по товару...
Как еще можно перейти от прогноза по группе товаров к прогнозу конкретных товарных позиций?

Реклама
Saule
Гуру
Гуру
Сообщений: 466
Зарегистрирован: 11 ноя 2010 13:20
Имя: Ярослав
Фамилия: Кодесс
Должность: специалист по управлению товарными запасами

Re: переход от группы к конкретному товару при построении прогно

Сообщение Saule » 12 дек 2013 10:24

Кроме тренда и сезонности, следует выделить ещё и коэффициент вариации (нормированное на тренд и сезонность значение стандартного отклонения).

Тренд, конечно же будет различен для каждого товара. Возможно даже, что сезонность каждого товара будет несколько отличаться от сезонности выведенной в группе (но это можно установить только при условии полного наличия этого товара на долгом периоде исследования). Но для первого приближения сезонностью отдельного товара можно пренебречь (если результат, конечно укладывается в рамки коэффициента вариации).

Если ваши коэффициенты вариации имеют "дикие" значения (более 30-40%), то возможно вам стоит пересмотреть группировку. Я как-то для этого вынужден был разбить товары в одной группе по близким значениям корреляции друг к другу, то-есть посчитать как один товар коррелирует к другому (прямо "турнирная" таблица получилась). Расчёт этот только кажется сложным, но мой опыт показал, что он того стоит. Найдёте новые подгруппы и наверняка сможете объяснить что эти товары в них объединяет, после чего станет легче.
Заблудиться может только тот, кто твёрдо уверен, что знает дорогу.

Nadezhda
Новичок
Новичок
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 17 май 2013 10:38
Имя: Надежда
Фамилия: Иванова
Должность: менеджер

Re: переход от группы к конкретному товару при построении прогно

Сообщение Nadezhda » 12 дек 2013 10:39

Коэффициент вариации за 12 месяцев будет достаточно посчитать? Боюсь, что по ряду товаров он будет и вправду "диким". Вашу идею я поняла, иногда так и делаю - делю на подгруппы и или объединяю товары, проверяя насколько продажи коррелируют друг с другом. Корреляция 0,5-0,6 - это слишком далеко от желаемого результата?

Saule
Гуру
Гуру
Сообщений: 466
Зарегистрирован: 11 ноя 2010 13:20
Имя: Ярослав
Фамилия: Кодесс
Должность: специалист по управлению товарными запасами

Re: переход от группы к конкретному товару при построении прогно

Сообщение Saule » 12 дек 2013 13:06

Nadezhda писал(а):Коэффициент вариации за 12 месяцев будет достаточно посчитать? Боюсь, что по ряду товаров он будет и вправду "диким". Вашу идею я поняла, иногда так и делаю - делю на подгруппы и или объединяю товары, проверяя насколько продажи коррелируют друг с другом. Корреляция 0,5-0,6 - это слишком далеко от желаемого результата?


Коэффициент вариации лучше на ближнем периоде исследовать, так что 12 месяцев вполне. А вот корреляция в 0,5-0,6 - это слишком. Не ниже 0,8 (в крайнем случае 0,75). А если ничто так не коррелирует разобраться в причинах. Может быть, данные не достаточно "очищены", может быть вмешались периоды дефицита и последующего отложенного спроса (я обычно отсекаю весь период дефицита и не менее 1/3 от него после поступления на склад (если месяц дефицита, то отсекаю все продажи в первые 2 недели после прихода на склад и так далее). Точно также не включаю эти периоды в расчёт коэффициента вариации.
Заблудиться может только тот, кто твёрдо уверен, что знает дорогу.

Nadezhda
Новичок
Новичок
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 17 май 2013 10:38
Имя: Надежда
Фамилия: Иванова
Должность: менеджер

Re: переход от группы к конкретному товару при построении прогно

Сообщение Nadezhda » 13 дек 2013 05:59

Ярослав, спасибо Вам за ответы! Появилась уверенность, что я на верном пути :)
Хочу еще уточнить про учет периодов дефицита и отложенного спроса, что значит "отсекаю весь период дефицита"? Можно поподробнее, что Вы под этим подразумеваете? Я же не могу в статистике взять и вычеркнуть пару месяцев - было 12, стало 10. Я периоды дефицита пытаюсь сгладить (либо скользящим средним за на основе предыдущих периодов, либо заменяю факт этого месяца на прогноз). Да и статистика у меня помесячно собрана, поэтому оперировать на уровне недель затруднительно.

Saule
Гуру
Гуру
Сообщений: 466
Зарегистрирован: 11 ноя 2010 13:20
Имя: Ярослав
Фамилия: Кодесс
Должность: специалист по управлению товарными запасами

Re: переход от группы к конкретному товару при построении прогно

Сообщение Saule » 13 дек 2013 08:39

Nadezhda писал(а):Ярослав, спасибо Вам за ответы! Появилась уверенность, что я на верном пути :)
Хочу еще уточнить про учет периодов дефицита и отложенного спроса, что значит "отсекаю весь период дефицита"? Можно поподробнее, что Вы под этим подразумеваете? Я же не могу в статистике взять и вычеркнуть пару месяцев - было 12, стало 10. Я периоды дефицита пытаюсь сгладить (либо скользящим средним за на основе предыдущих периодов, либо заменяю факт этого месяца на прогноз). Да и статистика у меня помесячно собрана, поэтому оперировать на уровне недель затруднительно.


Если вы пытаетесь вычислить точные данные корреляции или коэффициента вариации, то именно, что вычёркивать и надо. Весь период дефицита (округляя до месяца) и, в вашем случае, месяц после дефицита. Поверьте мне, так будет точнее, а сам расчёт и коэффициентов корреляции, и коэффициентов вариации от этого станет только выиграет.

Другое дело, если вы пытаетесь рассчитать сезонность. Скользящее среднее тут не годится, заменяйте на прогноз если это возможно. На прогноз же заменяйте и месяц после дефицита. Заодно сравнивая прогноз и реальный спрос после дефицита проверьте какие товары у вас имеют отложенный спрос, а какие нет - это будет полезно при расчёте заказа.
Заблудиться может только тот, кто твёрдо уверен, что знает дорогу.


Вернуться в «Прогнозирование в закупке»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: CommonCrawl [Bot] и 0 гостей