XYZ или что то другое?

Отдельная ветка целиком посвященная АВС и XYZ анализам, накопленное за долгие годы работы нашего портала и собранное в одно место.
xvoctik
Пользователь
Пользователь
Сообщений: 31
Зарегистрирован: 26 июн 2009 03:00

XYZ или что то другое?

Сообщение xvoctik » 18 мар 2014 16:28

Есть задача оценить товары на регулярность и стабильность.
Регулярность - продаются ли товары каждый день. считаю процент когда были продажи от общего кол-ва дней за выбранный период.
Стабильность - как сильно продажи отклоняются от среднего (выбросы или маленькие продажи). Если товар не стабилен это повлияет на расчет норм и отключение возможность ставить резервы.

Так вот я решила оценить стабильность через XYZ (сейчас появились сомнения в выбранном методе).
Период беру год в разбивке по дням.
Есть товары не регулярные т.е. есть дни когда продажи =0. Среднее поучается очень маленькое, присутствуют выбросы и в итоге почти все товары попадают в группу Z.
Решила убрать дни с нулевыми продажами, провела анализ та же ситуация.


P.S. может использовать метод 3сигма?

Реклама
Аватар пользователя
jurasea

Re: XYZ или что то другое?

Сообщение jurasea » 18 мар 2014 17:23

попробуй добавить в анализ функцию счёта (частоты) количества сделок (коррекцию на отсутствие товара в запасе можно сделать потом) .. для Excel например это будет =Count(...) или для исключения возвратов =Countif(Range,">0") .. Удобно sparklines для визуального контроля добавлять.
Можно использовать комбинированные синтетические индикаторы, самое простое - метод взвешенных, по факторам мультипликативная или суммирующая функция, [(ранг в ABC) * W1] + [(ранг в XYZ) * W2] + [(ранг в Frequency) * W3] + [(ранг в прибыли) * W4] + [(ранг в оборачиваемости) * W5] + [(ранг в общих доходах) * W5] + [(ранг в других рисках) * W7] и т.д.

SAV
Профессионал
Профессионал
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 июн 2011 18:56
Имя: Андрей
Фамилия: МММ
Должность: Менеджер

Re: XYZ или что то другое?

Сообщение SAV » 19 мар 2014 13:06

А почему Вы взяли дни? Не недели, не месяцы, не кварталы, не годы,а дни?
у Вас 90% процентов товаров продается каждый день?
А у тех товаров, что каждый день продаются валовое кол-во не меняется изо дня в день? Как сильно меняется?
Если попробовать все тоже самое, но для месяца?
И посчитать средние продажи в месяц, а потом найти товары с наименьшим и наибольшим отклонением от среднего?

xvoctik
Пользователь
Пользователь
Сообщений: 31
Зарегистрирован: 26 июн 2009 03:00

Re: XYZ или что то другое?

Сообщение xvoctik » 19 мар 2014 14:44

На днях действительно много "шума", но все же отвечу
- товаров продающихся каждый день примерно 40%
- в том то и дело что продажи очень колеблются, могут продавать по 10-20 шт ежедневно, а потом 200 в день. или продавать чередованием 10 и 300.
- в разрезе месяца есть сомнения, все сильно усредним. допустим 1000шт в месяц, это может быть разовая продажа или ежедневно по 30. В первом случае продажи не стабильны, а во втором стабильно.
- получается разбивка по месяцам не подходит для конечной цели.

SAV
Профессионал
Профессионал
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 июн 2011 18:56
Имя: Андрей
Фамилия: МММ
Должность: Менеджер

Re: XYZ или что то другое?

Сообщение SAV » 19 мар 2014 16:01

Для начала давайте определимся с терминологией.

Стабильность — способность системы функционировать, не изменяя собственную структуру, и находиться в равновесии. Это определение должно быть неизменным во времени.(Википедия)

Регулярность - свойство по значению прил. регулярный
Регулярный - равномерно и правильно происходящий, производящийся, повторяющийся через определенные промежутки (Википедия)

"разбивка по месяцам не подходит для конечной цели." - так какая именно конечная цель? если у вас ежедневно продается 40 % товаров, что кстати очень неплохо, то по данной терминологии 40% товара продается стабильно и регулярно ежедневно. 60% при этом соответственно регулярно не продается. Это все что Вы сможете вытащить из ежедневной статистики.

Вы на складе держите не однодневный запас? Наверняка он измеряется в неделях или месяцах. Соответственно и необходимости более тщательной детализации нет. Она должна быть у маркетинга и руководителей отделов продаж, для анализа всплесков. С точки ж зрения управления запасов Вы первым делом должны как раз почистить статистику от всплесков. Всплески по определению не могут быть регулярными, а Вы ведь как раз регулярность хотели выяснить.

xvoctik
Пользователь
Пользователь
Сообщений: 31
Зарегистрирован: 26 июн 2009 03:00

Re: XYZ или что то другое?

Сообщение xvoctik » 21 мар 2014 06:43

Мне мои определения нравятся больше )))

Регулярность - продажи должны быть ежедневны.
Стабильность - продажи должны быть в определенном коридоре, чем больше значений вне этого коридора тем не стабильнее товар.

Конечная цель - определить товары со стабильными продажами, регулярность я уже примерно понимаю как считать. Например если пару выбросов то это не страшно, а если продажи варьируются от 10 до 3000 это странно. Если мы разобьем по месяцам то сильно усредним.

Запас не однодневный конечно, измеряется в днях примерно 7-10 дней в зависимости от прогноза продаж.

Аватар пользователя
market-1
Гуру
Гуру
Сообщений: 777
Зарегистрирован: 02 май 2010 09:37
Имя: Илья
Фамилия: Константинов
Должность: Директор по маркетингу
Откуда: Москва

Re: XYZ или что то другое?

Сообщение market-1 » 21 мар 2014 07:34

xvoctik писал(а):Мне мои определения нравятся больше )))

Регулярность - продажи должны быть ежедневны.
Стабильность - продажи должны быть в определенном коридоре, чем больше значений вне этого коридора тем не стабильнее товар.

Конечная цель - определить товары со стабильными продажами, регулярность я уже примерно понимаю как считать.

В ваших словах читается желание не объективно проанализировать ситуацию, а подстроить ее под некое ваше видение. Это не совсем конструктивный подход. Продажи не должны быть ни ежедневными, ни стабильными. Они просто такие, какие есть. Что в этой ситуации наиболее конструктивно, на мой личный взгляд:

1. Проанализировать ассортимент с точки зрения стабильности и регулярности. Посмотреть, в каких пределах по факту изменяются те или иные параметры. Например, регулярность продаж может по одним товарам быть ежедневной, а по другим - ежемесячной (условно). Ежемесячные продажи - это не значит "плохие" продажи. Они могут приносить вам очень хорошую прибыль, если товар дорогой и высокомаржинальный.

2. Построить некие зависимости. Если хотите, то можете разделить на группы АВС: наиболее стабильные, средне стабильные, нестабильные или что-то подобное. Посмотреть на эти зависимости с точки зрения наличия закономерностей.

3. Выделить товары, по которым параметры значительно отклоняются от неких средних или "желаемых" величин. Понять, почему это происходит. Возможно, что товар регулярно в дефиците, а возможно, что это такой спрос и это нормально. (Чисто для примера: представьте, с какой периодичностью и регулярностью авиазавод продает самолеты, если весь его портфель заказов составляет 200 самолетов на 2 года, а количество клиентов равно 20. Что ж, теперь вообще не делать самолеты?)

4. По выявленным проблемам наметить план действий. Но ни в коем случае не действовать огульно, выкидывая из ассортимента товары целыми группами просто потому, что вам не нравится стабильность их продаж.

xvoctik писал(а):если продажи варьируются от 10 до 3000 это странно. Если мы разобьем по месяцам то сильно усредним.

Запас не однодневный конечно, измеряется в днях примерно 7-10 дней в зависимости от прогноза продаж.

Ничего странного в разбросе продаж нет. Просто нужно грамотно выбрать тот период, на котором вы анализируете продажи. Если вы будете смотреть оптовые продажи раз в час, то еще и не такой разброс увидите. Поэтому сначала именно определите, на каком периоде смотреть. Лично я обычно привязываю его к наиболее оправданному (на мой взгляд) параметру - логистическому плечу, то есть времени, которое нужно, чтобы товар после вашего запроса гарантированно поступил на склад.

Если вы способны подвозить товар ежедневно, то и анализировать продажи нужно ежедневно. Но зачем вам ежедневные продажи, если вы получите товар только через неделю? Или если вы в плановом режиме завозите товар раз в неделю. Вам нужно тогда, чтобы завезенного товара хватило до следующего завоза, и вам, по большому счету, все равно, как распределятся продажи внутри недели. Если завозите товар раз в месяц, то и анализировать нужно месячные продажи. Если периодичность завоза разная по разным группам, то и анализировать нужно каждую группу отдельно.

То есть прежде чем механически выгружать данные по продажам, отсортируйте их по критерию логистического плеча. Многое сразу прояснится.

Sergey
Гуру
Гуру
Сообщений: 1135
Зарегистрирован: 28 май 2015 06:16
Имя: Сергей
Фамилия: Маркин
Должность: ведущий аналитик
Откуда: Москва

Re: XYZ или что то другое?

Сообщение Sergey » 21 мар 2014 10:43

xvoctik писал(а):Мне мои определения нравятся больше )))

Регулярность - продажи должны быть ежедневны.
Стабильность - продажи должны быть в определенном коридоре, чем больше значений вне этого коридора тем не стабильнее товар.

Конечная цель - определить товары со стабильными продажами, регулярность я уже примерно понимаю как считать. Например если пару выбросов то это не страшно, а если продажи варьируются от 10 до 3000 это странно. Если мы разобьем по месяцам то сильно усредним.

Запас не однодневный конечно, измеряется в днях примерно 7-10 дней в зависимости от прогноза продаж.
о каком виде торговли идет речь?
Учитывается ли замещение продаж одних позиций в моменты их отсутствия аналогами?
Учитывая несколько различное понимание XYZ анализа предложу свою трактовку - группа X это товары стабильного одинакового сбыта в течении всего периода анализа в каждом его временном отрезке, группа Y это группа нестабильного, но предсказуемого по колебаниям сбыта, группа Z - группа нестабильного и непредсказуемого сбыта.

SAV
Профессионал
Профессионал
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 июн 2011 18:56
Имя: Андрей
Фамилия: МММ
Должность: Менеджер

Re: XYZ или что то другое?

Сообщение SAV » 24 мар 2014 08:31

А я бы все-таки начал с терминологии.
Что требуется то?
Определить позиции (группы), у которых среднедневные продажи неизменны?


Вернуться в «ABC и XYZ анализы и все что с ними связано»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: CommonCrawl [Bot] и 0 гостей