Высшая математика в закупе-логистике кому нужна а кому нет

Кто и чему может научить закупщика.
Alejandro
Новичок
Новичок
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 30 мар 2018 06:30
Имя: Александр
Фамилия: Иванов
Должность: закупщик-категорийщик

Высшая математика в закупе-логистике кому нужна а кому нет

Сообщение Alejandro » 30 мар 2018 10:40

Добрый день, коллеги.
Работал в закупе, категорийном менеджменте. Там где работал моих знаний (не больших) хватало для того чтобы выполнять цели которые передо мной ставили. Но задумался о скажем так опережении знаниями потребностей.
Изучал то что есть в литературе, в интернете по прогнозированию и наткнулся на тему построение функций продаж - все эти полиномы, синусоиды. Все это китайская грамота для меня. Т.к. в торговле где я работал практически все в той или иной степени сезонное, то и прогнозировал всегда либо через Прошлый год*Тренд_этого_года либо через отношения Прошлый месяц*(След_прошлого_года/Пред_мес_прошлого_года) если например произошли количественные сильные изменения магазинов например. Естественно все на уровне категорий, групп и распределения между SKU внутри них.
А тут формулы, графики, все так научно и красиво. Но вызывает сомнение практическая применимость всей этой красоты.
Поэтому вопрос - стоит ли в это все углубляться или это не практично?
И дальше больше - наткнулся на все эти мат. модели в логистике крыша совсем поехала. Подскажите, где все это применяется - В каких отраслях, компаниях, на каких должностях, чтобы я понимал стоит ли тратить время на это чтобы вникать во все это.
И литературу какую-нибудь подскажите где есть конкретные правдоподобные примеры-задачи в закупе, логистике где все эти матрицы пределы применяются.
Говорить - "если не сталкиваетесь, не понимаете то и не надо" наверное не стоит, т.к. хочется и расти и развиваться, но какими то практическими знаниями прирастать.

Откуда сомнения в практичности? Наткнулся на статью с прогнозом мороженого. Надо спрогнозировать июль и дальше. Прошлый июль к июне был где-то +10%. Все так красиво оформлено, графики, синусоиды - в итоге на июль по полученной функции прогнозируется спрос на уровне даже чуть меньше июня...

Реклама
Аватар пользователя
market-1
Гуру
Гуру
Сообщений: 777
Зарегистрирован: 02 май 2010 09:37
Имя: Илья
Фамилия: Константинов
Должность: Директор по маркетингу
Откуда: Москва

Re: Высшая математика в закупе-логистике кому нужна а кому нет

Сообщение market-1 » 02 апр 2018 18:27

Alejandro писал(а): Но вызывает сомнение практическая применимость всей этой красоты.
Поэтому вопрос - стоит ли в это все углубляться или это не практично?

Если вы справляетесь с помощью таких понятий как "сезонность", "линейный тренд", "отклонение от среднего", понимая, что и откуда берется, то никакого повышения точности в плане прогнозирования закупок или отслеживания запасов с использованием более сложных функций у вас не будет.

Все эти сложные и многофакторные функции нужны для:
1. универсализации, чтобы можно было применять к разным категориям товаров и предлагать разным заказчикам;
2. тиражирования, когда закупками в крупной компании занимается много специалистов совершенно разной квалификации (в разных офисах, по разным направлениям и т.д.), и чтобы не заморачиваться их долгим обучением, создается некий унифицированный продукт с заранее заданными свойствами.

Здесь на форуме даже была ветка, где я попробовал соревноваться в точности прогноза с одной из программ с многофакторным анализом. В моем арсенале была простейшая формула, учитывающая линейный многолетний тренд и сезонность. Все! И я тогда выиграл.

П.С. Но прошу понять меня правильно: я не против сложных формул (сам математик по образованию), я за осознанное использование инструментов. Потому что даже самые продвинутые инструменты не могут учесть всех крайностей, и в этой ситуации осознанное использование простых инструментов более надежно, чем необдуманное тыкание кнопок в продвинутых моделях.

Saule
Гуру
Гуру
Сообщений: 465
Зарегистрирован: 11 ноя 2010 13:20
Имя: Ярослав
Фамилия: Кодесс
Должность: специалист по управлению товарными запасами

Re: Высшая математика в закупе-логистике кому нужна а кому нет

Сообщение Saule » 24 апр 2018 11:08

Вот хочу присоединится, что инструмент который знают в совершенстве и осознанно им управляют - эффективнее всего. Если же самому хочется что-то улучшить и есть понимание того, как именно усовершенствование должно это сделать, то только лучше станет и советы других в помощь.
Заблудиться может только тот, кто твёрдо уверен, что знает дорогу.

v89953@mail.ru
Новичок
Новичок
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 18 дек 2015 02:37
Имя: Валерий
Фамилия: Решетников
Должность: нач.отдела закупа

Re: Высшая математика в закупе-логистике кому нужна а кому нет

Сообщение v89953@mail.ru » 29 июн 2018 10:06

market-1 писал(а):
Alejandro писал(а): Но вызывает сомнение практическая применимость всей этой красоты.
Поэтому вопрос - стоит ли в это все углубляться или это не практично?

Если вы справляетесь с помощью таких понятий как "сезонность", "линейный тренд", "отклонение от среднего", понимая, что и откуда берется, то никакого повышения точности в плане прогнозирования закупок или отслеживания запасов с использованием более сложных функций у вас не будет.

Все эти сложные и многофакторные функции нужны для:
1. универсализации, чтобы можно было применять к разным категориям товаров и предлагать разным заказчикам;
2. тиражирования, когда закупками в крупной компании занимается много специалистов совершенно разной квалификации (в разных офисах, по разным направлениям и т.д.), и чтобы не заморачиваться их долгим обучением, создается некий унифицированный продукт с заранее заданными свойствами.

Здесь на форуме даже была ветка, где я попробовал соревноваться в точности прогноза с одной из программ с многофакторным анализом. В моем арсенале была простейшая формула, учитывающая линейный многолетний тренд и сезонность. Все! И я тогда выиграл.

П.С. Но прошу понять меня правильно: я не против сложных формул (сам математик по образованию), я за осознанное использование инструментов. Потому что даже самые продвинутые инструменты не могут учесть всех крайностей, и в этой ситуации осознанное использование простых инструментов более надежно, чем необдуманное тыкание кнопок в продвинутых моделях.

v89953@mail.ru
Новичок
Новичок
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 18 дек 2015 02:37
Имя: Валерий
Фамилия: Решетников
Должность: нач.отдела закупа

Re: Высшая математика в закупе-логистике кому нужна а кому нет

Сообщение v89953@mail.ru » 29 июн 2018 10:09

Здесь на форуме даже была ветка, где я попробовал соревноваться в точности прогноза с одной из программ с многофакторным анализом. В моем арсенале была простейшая формула, учитывающая линейный многолетний тренд и сезонность. Все! И я тогда выиграл.


Илья, подскажите, как выглядит эта формула, а то я к сожалению не математик ((

Аватар пользователя
market-1
Гуру
Гуру
Сообщений: 777
Зарегистрирован: 02 май 2010 09:37
Имя: Илья
Фамилия: Константинов
Должность: Директор по маркетингу
Откуда: Москва

Re: Высшая математика в закупе-логистике кому нужна а кому нет

Сообщение market-1 » 29 июн 2018 17:35

v89953@mail.ru писал(а):Илья, подскажите, как выглядит эта формула, а то я к сожалению не математик ((

Вообще-то формула в Excel привязывается к конкретному массиву данных. Но если хотите, посмотрите во вложенном файле некий свеженький пример.
Задача: спрогнозировать продажи мая 2018 года на основании статистики продаж за период с января 2015 по апрель 2018 года.

Описание решения:
1. Есть некая группа товаров. На основании статистики ежемесячных продаж с 2015 по 2017 год вычисляется сезонность (две вкладки по сезонности в рублях и в натуральных показателях). Все формулы там вполне понятны.
2. По этим же ежемесячным продажам вычисляется динамика продаж 2018 года к аналогичному периоду 2017 года (столбец "Тренд", выделенный красным шрифтом). Можно взять и трехлетний тренд, но сейчас очень нестабильная ситуация, поэтому многолетние тренды в топку.
3. Дальше лучше считать на этих же данных, но мне в данном конкретном примере нужна была статистика недельных продаж, потому что логистический и производственный циклы предприятия привязаны к неделям. Поэтому на основании недельных продаж за 52 недели с начала мая 2017 по конец апреля 2018 вычисляются средние продажи в месяц.
4. А затем на средние продажи в месяц накладывается сезонность и годовая динамика (тренд). В итоге получаем поартикульный прогноз продаж.

А затем этот прогноз сравнивается с фактическими продажами мая. В целом по группе точность составила удивительный 1% (думаю, это совпадение). А точность по каждому SKU можете оценить сами.
Все формулы можете потом переложить на нужный вам массив информации и на нужные месяцы.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

v89953@mail.ru
Новичок
Новичок
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 18 дек 2015 02:37
Имя: Валерий
Фамилия: Решетников
Должность: нач.отдела закупа

Re: Высшая математика в закупе-логистике кому нужна а кому нет

Сообщение v89953@mail.ru » 03 июл 2018 13:54

Спасибо, буду пробовать :)


Вернуться в «Обучение закупающего персонала»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: CommonCrawl [Bot], DotBot и 0 гостей