Структуризация системы закупок, ассортимента

Теория штука хорошая, но на практике иногда бывают ситуации с которыми не справишься, только книжными знаниями. Давайте поможем друг другу и поделимся опытом решения тех или иных практических задач.
lutsayml
Новичок
Новичок
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 21 авг 2017 04:31
Имя: Артем
Фамилия: Луцай
Должность: Руководитель отдела закупок

Структуризация системы закупок, ассортимента

Сообщение lutsayml » 22 авг 2017 08:23

Здравствуйте господа форумчане!) Нужна ваша помощь помощь братцы!
Провожу сейчас глобальную работу в нашей компании целью которой будет являться оптимизация матрицы ассортимента. Выявление актуальности товаров для предприятия, а так же разработка критериев по которым товары добавляются или удаляются в/из таблицы ассортимента. Как то вот так если вкратце. Мы решили что актуальность товара будет исходить из того сколько товар нам принес денег (или не принес) и исходя из этого решать нужен нам такой товар или нет.Специализация у нас военное обмундирование и экиппировака, товары для активного отдыха. И вот уже с директором недели полторы думаем как нам лучше действовать и остановились на следующем варианте, хотя если честно все равно наверно это совсем легко и примитивно, а мы хотим чтоб у нас было лучше всех )))
В общем допустим к нам поступило за 60 суток 100 комплектов формы которые мы купили по 20000 рублей. Продали мы из них 80 костюмов по 3000 рублей. Получается выручка 240000 рублей что составило 120% процентов от вложения соответственно выгода 20%. Остаток ДС в товаре 40000 рублей. Получается что все что мы заработали мы заморозили в товаре, так как 2 месяца это максимальная допустимость оборачиваемости в нашем случае да и сезон к примеру закончился.
Наша основная проблема заключается в том что у нас нет какой либо отлаженной системы закупок, то есть заказывали всегда по принципу берут значит заказываем. В итоге получилось так что около 20% товарного запаса – мертвый запас который мы еще неизвестно сколько будем распродавать. По поддержанию запасов мы недавно создали систему и теперь ее потихоньку внедряем, сейчас у нас есть несколько ключевых проблем которые остались нерешенные:
1) По каким критериям в нашем конкретно случае нужно добавлять, удалять продукцию в/из таблицы ассортимента – мы считаем что главными показателями являются показатели описанные в самом начале этого документа. То есть сколько товара мы продали за какой то конкретный период, сколько мы при этом заработали. То есть из этого нам нужно понять выгоден ли для нас такой товар или нет. ( Если у вас есть другой способ выявить выгоден товар или нет можете предлагать свои варианты)
2) В ассортименте имеются как высокорентабельная продукция с высокой оборачиваемостью так и те товары которые мы закупаем раз в 2-3 месяца чтоб они просто были так как есть те кто приходит конкретно за этим производителем за этим товаром (однако этот товар занимает много места) и мы с него практически ничего не зарабатываем, нужно выявить стоит ли нам вообще держать эту продукцию и если да то в каком количестве
3) Учитывая особенности нашей деятельности (сезонность, а так же то что в период с 10 по 14 число поступает около 25% выручки, так как это зарплатные дни у военнослужащих) нам необходимо понять сколько товар должен пролежать на полках чтобы мы начали от него избавляться путем проведения акций.
Примечание: Если у вас другое видение ассортимента и экономической эффективности товаров можете предложить свой вариант.
В общем как то так))) Пожалуйста помогите глупцу )

Реклама
Аватар пользователя
market-1
Гуру
Гуру
Сообщений: 772
Зарегистрирован: 02 май 2010 09:37
Имя: Илья
Фамилия: Константинов
Должность: Директор по маркетингу
Откуда: Москва

Re: Структуризация системы закупок, ассортимента

Сообщение market-1 » 22 авг 2017 10:10

lutsayml писал(а):мы считаем что главными показателями являются ... сколько товара мы продали за какой то конкретный период, сколько мы при этом заработали.

Это один из верных критериев. Но, к сожалению, он не является единственным. Есть такие товары или группы товаров, которые просто обязаны быть в ассортименте, даже если вы на них зарабатываете мало. Например, хлеб в продовольственном магазине: товар обязан быть, и цену на него особо не повысишь, потому что цена на рынке устоявшаяся.
У вас такие товары тоже есть, я уверен.
Поэтому я бы исходил из такой последовательности (здесь уже несколько раз описывал, но повторюсь):

1. Сначала разделите весь ассортимент на крупные группы товара (сами определите, какие, исходя из вашей специфики). Это может быть несколько уровней деления. У вас на сайте (если не ошибся с поиском) есть 8 основных групп. Начните с них. Потом ту же одежду разделите на футболки, брюки, нижнее белье и т.д.
2. По статистике продаж определите, какие доли эти группы занимают в продажах в деньгах. И очень грубо на первом этапе можно принять, что доля продаж в деньгах должна примерно соответствовать доле площади магазина (или склада), отведенной под этот товар. Это очень хороший параметр, так как именно продажи в деньгах характеризуют спрос со стороны клиентов.
3. А потом посмотрите, какую прибыль приносит каждая группа. Сопоставьте соотношение прибыли и выручки, и экспертно откорректируйте площади, уменьшив для низкомаржинальных и увеличив для высокомаржинальных. Теперь вы получили крупную клетку вашей матрицы.
4. А вот уже потом внутри каждой группы распределяйте товары исходя из максимизации прибыли. И вы будете уверены, что никакую группу, важную для покупателей, вы не забыли и не изничтожили только потому, что мало зарабатываете на ней.
5. Потом в процессе работы, например, раз в квартал или полгода проводите анализ и корректируйте ассортимент. Как это делать, можете мое видение почитать здесь: viewtopic.php?f=57&t=5773

lutsayml писал(а): В ассортименте имеются... товары которые мы закупаем раз в 2-3 месяца ... и мы с него практически ничего не зарабатываем, нужно выявить стоит ли нам вообще держать эту продукцию и если да то в каком количестве

Если объемы продаж относительно других групп велики, и дело только в низкой маржинальности, то это говорит о том, что:
1. Товар востребован покупателям, и выведение его из ассортимента приведет к оттоку покупателей.
2. Вы неверно назначили на него цену. Про ценообразование мое мнение можете почитать здесь: viewtopic.php?f=57&t=5167

lutsayml писал(а):Учитывая особенности нашей деятельности... нам необходимо понять сколько товар должен пролежать на полках чтобы мы начали от него избавляться путем проведения акций.

Здесь есть только один критерий: прибыль с кв.м полки. Если на это место на полке вы можете положить более прибыльный товар, то распродавайте старый. Как оценить - это уже индивидуально.
В одежной рознице есть четкий критерий: конец сезона. Если у вас полгода (с февраля по август) продается сезон весна-лето, то к августу вы должны оставить на полке и складе не более 5% текущей коллекции. Поэтому 3 месяца вы торгуете по обычной цене (когда разлетаются все хиты продаж), а три месяца - распродажа (утилизация низкооборотных неликвидов). После этого товар заменяется на свежий и в среднем более ходовой ассортимент. Но это все определялось долгие годы методом проб и ошибок.
Определите у себя тоже определить аналогично. Пару раз отработаете, на третий все получится.


Вернуться в «Реальные задачи из жизни»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: CommonCrawl [Bot] и 0 гостей