систематизация закупок.

Теория штука хорошая, но на практике иногда бывают ситуации с которыми не справишься, только книжными знаниями. Давайте поможем друг другу и поделимся опытом решения тех или иных практических задач.
NU_77
Коллега
Коллега
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 11 ноя 2008 03:00

систематизация закупок.

Сообщение NU_77 » 04 дек 2008 14:41

Здравствуйте Господа закупщики, наверно не совсем каректный вопрос, помогите разработать план «систематизации закупок» для супермаркета. Я имею ввиду работа с поставщиками. Недавно только столкнулся с этим вопросом. Ни как не могу решить с какой стороны к этому подойти. У нас около 7 тыс. наименований, но закупки до сей пор ведутся на интуитивном уровне.
Заранее благодарен.

Реклама
Sergey
Гуру
Гуру
Сообщений: 1135
Зарегистрирован: 28 май 2015 06:16
Имя: Сергей
Фамилия: Маркин
Должность: ведущий аналитик
Откуда: Москва

Сообщение Sergey » 05 дек 2008 11:09

попробуйте начать с товарной матрицы

Аватар пользователя
Роман Бодряков
Авторитет
Авторитет
Сообщений: 5253
Зарегистрирован: 19 апр 2004 03:00
Имя: Роман
Фамилия: Бодряков
Должность: Ген.Директор в кубе - наноолигарх
Откуда: Россия

Сообщение Роман Бодряков » 05 дек 2008 18:06

Ага, ты еще посоветуй структурировать клиентскую базу и определить целевые группы клиентов....

А то сразу матрицу...

Начните с АВС анализа. Потому что за более правильные рекомендации Вы нас назовете идиотами. А это хоть не навредит. И за первый шаг вполне сойдет. :D
Есть такие решения, после принятия которых тараканы в голове аплодируют стоя! И просят повторить "НА БИС!!!"
Образование круче не у того, кто больше Знает, а у того, кто хоть что-то умеет.

Аватар пользователя
sf13

Re: систематизация закупок.

Сообщение sf13 » 07 дек 2008 23:24

NU_77 писал(а):... вопрос, разработать план «систематизации закупок» для супермаркета. ...
У нас около 7 тыс. наименований, но закупки до сей пор ведутся на интуитивном уровне.


Ваш основной вопрос
- что закупать,
- у кого закупать
или
- когда и сколько закупать?

Что именно делается интуитивно? Всё или только что-то?

NU_77
Коллега
Коллега
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 11 ноя 2008 03:00

Сообщение NU_77 » 09 дек 2008 06:53

Спасибо что отозвались на просьбу))! Честно говоря, уже и не надеялся ответ получить.
АВС анализа периодически используем, но предложение урезать плохо реализуемых товаров лишь вызывает не одобрения руководства.
Вопрос стоит:
- что закупать?
- когда и сколько?
Да почти весь ассортимент закупается на основе заявки основанной на «интуиции» товароведов (в книжках это называется «матричные» заявки).
Пробовал составить план продаж на месяц и квартал, на основе полученного план закупок. но полученная сумма вышла за рамки нашего лимита и породила следующий вопрос «когда и сколько закупать»?
Если я правильно понимаю суть проблемы, то теперь мне нужно составить ассортиментную матрицу??((
Как не удивительно, а утвержденной ассортиментной матрицы у нас не имеется((. Да и не было никогда. Вопрос систематизации закупки плавно перешел в составления ассортиментной матрицы. Неужели нет другого способа, что бы без этого?

Sergey
Гуру
Гуру
Сообщений: 1135
Зарегистрирован: 28 май 2015 06:16
Имя: Сергей
Фамилия: Маркин
Должность: ведущий аналитик
Откуда: Москва

Сообщение Sergey » 09 дек 2008 12:00

NU_77 писал(а):Вопрос стоит:
- что закупать?

сначала определитесь с вопросом "Что продавать"

NU_77 писал(а):- когда и сколько?

получите это из плана продаж с учетом плеча поставки и нормативов товарных запасов.

NU_77 писал(а):Да почти весь ассортимент закупается на основе заявки основанной на «интуиции» товароведов (в книжках это называется «матричные» заявки).

скорее экспертное планирование заказов

NU_77 писал(а):Пробовал составить план продаж на месяц и квартал, на основе полученного план закупок. но полученная сумма вышла за рамки нашего лимита и породила следующий вопрос «когда и сколько закупать»?

сокращайте руководствуясь маржинальностью

NU_77 писал(а):Если я правильно понимаю суть проблемы, то теперь мне нужно составить ассортиментную матрицу??((

она по любому должна быть сделана

NU_77 писал(а):Неужели нет другого способа, что бы без этого?

можно, если ваше руководство купит нефтяную скважину :)

NU_77
Коллега
Коллега
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 11 ноя 2008 03:00

Сообщение NU_77 » 10 дек 2008 08:06

Сергей большое спасибо. Получается альтернативы у меня нет. на раздачу "вышек" мой не успел!
Еще вопрос, есть ли правела, или условия составления матрицы отдельно для каждой категории на основе практического опыта, кроме того, что написано в книжках и теории. Я имею ввиду применяемые в практике.
Как рассчитать что именно этот товар должен быть представлен по ширине и глубине. Ведь получается можно до бесконечности расширять ассортимент.
Поделитесь пожалуйста(!) практическим опытом, ну например как сбалансировать товарные группы и получить ассортиментный минимум.

Sergey
Гуру
Гуру
Сообщений: 1135
Зарегистрирован: 28 май 2015 06:16
Имя: Сергей
Фамилия: Маркин
Должность: ведущий аналитик
Откуда: Москва

Сообщение Sergey » 10 дек 2008 10:57

NU_77 писал(а):Поделитесь пожалуйста(!) практическим опытом, ну например как сбалансировать товарные группы и получить ассортиментный минимум.

а у вас в компании есть маркетологи? вообще то это их задача :)
если оных нет - покопайтесь в ссылках здесь на сайте на соответствующую литературу про товарные матрицы - особо сложного там ничего нет.
например http://www.zakup.ru/modules.php?name=Pa ... ge&pid=102

NU_77
Коллега
Коллега
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 11 ноя 2008 03:00

Сообщение NU_77 » 10 дек 2008 11:34

Увы у нас маркетолога нет, и по моему не предвидится. Кризис.
эту статью я уже читал и пришел к выводу, что она составляется из субъективного опыта составителя. Там все обобщенно написано. Все вроде просто, но мало конкретики. Ведь откуда-то взялось то, что в супермаркете должно быть представлено 8-10 тыс. наименований. Почему тогда нет «чего и в каком количестве» (я имею ввиду усредненного), в пропорциях или процентном соотношении. :-)
Пойти к соседям тупо скопировать не хочется.
Я думаю если бы такая информация была бы, то мне бы давно скинули бы ответ. Прейдется обратно пальцем в небо тыкать. По максималке накрутить, пускай сами сокращают.))) :-D

Аватар пользователя
Роман Бодряков
Авторитет
Авторитет
Сообщений: 5253
Зарегистрирован: 19 апр 2004 03:00
Имя: Роман
Фамилия: Бодряков
Должность: Ген.Директор в кубе - наноолигарх
Откуда: Россия

Сообщение Роман Бодряков » 10 дек 2008 14:55

Вам не приходило в голову, что структура и наполнение ассортиментной матрицы это ключевая конкурентная компетенция компании.

Ее тиражирование невозможно
Ее состав зависит от маркетинговой стратегии компании

Есть механизмы по управлению матрицей - это общее.
Но вот наполнение - это должно быть уникально.

А какого ответа ожидаете Вы? Сколько товаров должно быть? Каких? Вы себе представляете от какого количества факторов будут зависеть ответы на такие вопросы?

Если Вам кто-то посторонний ответит на них без изучения Вашей компании и ее клиентской базы - он Ваш враг.

Если в компании нет специальнообученного маркетолога, то эти ответы на вопросы делегированы закупщикам или продавцам.

И вопросы нужно задавать в форме "как оценить...?" Тогда будет возможность поделиться механизмами. Потому что решения в каждом бизнесе уникальны, конфиденциальны и для другого бесполезны.
Есть такие решения, после принятия которых тараканы в голове аплодируют стоя! И просят повторить "НА БИС!!!"
Образование круче не у того, кто больше Знает, а у того, кто хоть что-то умеет.

Sergey
Гуру
Гуру
Сообщений: 1135
Зарегистрирован: 28 май 2015 06:16
Имя: Сергей
Фамилия: Маркин
Должность: ведущий аналитик
Откуда: Москва

Сообщение Sergey » 10 дек 2008 14:59

NU_77 писал(а):Ведь откуда-то взялось то, что в супермаркете должно быть представлено 8-10 тыс. наименований.

супермаркет является магазином определенного формата, который был исследован вдоль и поперек многими конторами типа Нильсен.
Исходя из этих исследований сложились качественные оценки о ширине ассортимента 8-10тыс.SCU.
Товарные группы у всех супермаркетов примерно одинаковые, разница может быть в наполнении их, исходя из региональной специфики, миссии магазина/сети и возможностей отдела закупки/финансовому ресурсу.
Как правило существуют нормативы выручки/маржи на 1 метр полки, через которые принимается решение о ротации ассортимента/поставщиков. Планирование матрицы розничного магазина как правило неотъемлемо связано с мерчендайзингом, ибо анализ эффективности полок без этого невозможен, как и управление ими.

NU_77
Коллега
Коллега
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 11 ноя 2008 03:00

Сообщение NU_77 » 11 дек 2008 08:42

Получается с начало нужно произвести анализ эффективности продаж?

У меня есть данные о продажах (АВС и XYZ). Но он не учитывает дефицит и не допоставки.
«Функция контроля» соответствие и полноты исполнения заявки (поставки) у нас в 1С еще не прописана до конца, по этому не получается проконтролировать до конца.
Вся «фигня» в том, что я не влияю на вопрос «что заказать», я планирую «у кого, сколько и когда». Поэтому оперативно сформировать матрицу нет возможности. :(
Составив матрицу, мы обяжем товароведов следовать утвержденного «ассортимента» по ширине и глубине и просто контролировать утром и вечером наличие на полках.

Анализ эффективности полок это наверное уже следующий шаг – для оптимизации ассортимента и роста продаж.

А получив матрицу и отчеты по продажам я прейду к «планированию» закупок.
Понимание есть, опыта не хватает. Надеюсь я не ошибаюсь.

Подскажите «механизмы», в какой последовательности. Буду очень благодарен.  :)

Sergey
Гуру
Гуру
Сообщений: 1135
Зарегистрирован: 28 май 2015 06:16
Имя: Сергей
Фамилия: Маркин
Должность: ведущий аналитик
Откуда: Москва

Сообщение Sergey » 11 дек 2008 12:06

http://www.4p.ru/main/theory/3072/

поговорите с товароведами. Поверьте что для работы с товарной матрицей FMCG нужен больше не анализ данных, а практический опыт. Он же кстати позволит избежать детских ошибок из-за кривизны статистики в плане оутстоков, маркетинговых акций, санитарных дней и пр.

NU_77
Коллега
Коллега
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 11 ноя 2008 03:00

Сообщение NU_77 » 11 дек 2008 13:48

Sergey спасибо. прочитал. попробую применить.
а товароведы у нас центр вселенной :D
что то просить себе дороже :(

Sergey
Гуру
Гуру
Сообщений: 1135
Зарегистрирован: 28 май 2015 06:16
Имя: Сергей
Фамилия: Маркин
Должность: ведущий аналитик
Откуда: Москва

Сообщение Sergey » 12 дек 2008 14:59

NU_77 писал(а):а товароведы у нас центр вселенной :D

Вам еще с мерчендайзерами надо контакт наладить :)
Ширина матрицы = ширине полок. Это вопрос к ним.
А вот пропорции внутри матрицы между товарных групп и брендов - к ним и товароведам :) . Ширину товарных групп на полках мерчи расскажут, про продажи тов.групп товароведы.
Самостоятельно по логистике сможете только товарные запасы проанализировать.
Это розница, се ля ви :)

Sergey
Гуру
Гуру
Сообщений: 1135
Зарегистрирован: 28 май 2015 06:16
Имя: Сергей
Фамилия: Маркин
Должность: ведущий аналитик
Откуда: Москва

Re:

Сообщение Sergey » 20 июл 2010 16:11

NU_77 писал(а):попробую применить.
Больше года прошло - любопытно чем дело кончилось? :)

maschietto
Пользователь
Пользователь
Сообщений: 24
Зарегистрирован: 13 июл 2010 14:14
Имя: Дмитрий
Фамилия: Грегорян
Должность: менеджер по поставкам

Re: систематизация закупок.

Сообщение maschietto » 28 июл 2010 14:27

Я не могу представлять какого формата ваш супермаркет и какой категорийный ассортимент там пристутствует. У тебя же есть поставщики и каждый заинтересован в продаже своего продукта, я думаю каждый сможет предложить примерную матрицу, топ ассортимента... а ты уже откорректируешь с учетом пожеланий твоих товароведов. Я сам закупаю алкоголь для нескольких сетевых супермаркетов по их матрицам, а так же для розницы с учетом их потребности в широте и глубине ассортимента. В тех сетях с которыми работаем есть свои менеджеры по категориям, мы прорабатываем ассортимент исходя из их пожелания и потребности покупателей. Это так, в общих чертах.


Вернуться в «Реальные задачи из жизни»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: CommonCrawl [Bot] и 0 гостей